Солдат и Смерть
![](https://edesse.ru/wp-content/uploads/soldat-um.jpg)
Государство как внешняя по отношению к индивиду принудительная сила у многих из нас вызывает неприятие и отвращение. Полицейские, солдаты, чиновники — все эти колючие винтики любой государственной машины на протяжении тысячелетий создают многочисленные проблемы и причиняют страдания людям как таковым. Но с другой стороны, государство — организованная сила, призванная защитить человека от иррациональной мощи природных сил и инстинктов, мистических проявлений непостижимой бесконечности Космоса.
Солдат — типичный представитель государства — часто фигурирует в качестве главного персонажа в сказках разных народов мира. Сюжет как правило один, многим он знаком по известной сказке Андерсена «Огниво»: демобилизованный солдат возвращается со службы домой.
Дорога обычно лежит через лес (вместилище иррациональных, потусторонних сил). И в этом лесу со служивым приключается всякая чертовщина, он вступает в конфликт — с ведьмами, чертями, упырями, мертвецами и прочими монстрами… Нередко оппонентом солдата выступает сама Смерть. Но из любых передряг солдат выходит победителем. Народное сознание с нескрываемым торжеством, симпатией и иронией описывает как солдат одерживает верх над потусторонним злом, применяя посюстороннюю смекалку, разум и атрибуты казенного солдатского быта (огниво, барабан, ружье, ранец и т.д.).
Архетип государственного стражника, который способен защитить от монстров, часто встречается и в детских страшилках советской эпохи. В них эта функция возложена, как правило, на «дядей-милиционеров».
Сам факт противопоставления в народном творчестве на протяжении веков рационального государственного иррациональному мистическому позволяет сделать вывод: погруженный в непостижимый хаос мироздания человек пытается найти устойчивую опору в борьбе со своими бессознательными страхами и комплексами. И находит ее — а вернее, хочет верить, что нашел — в лице государства.
В столкновении рутинной бюрократии (оживленной, впрочем, человеческими эмоциями) c чудовищами ночного кошмара реальность последних как бы подвергается сомнению и осмеянию и перестает быть серьезной и опасной для человека.
Как бы… Потому что непостижимая иррациональность никуда не девается и, более того, даже способна проглотить и переварить в свою темную сущность всевозможные атрибуты рациональной государственности. Но об этом уже другие сюжеты народного творчества — о солдатах-призраках, о черных часовых, о мертвых милиционерах, периодически встающих из могил, чтобы наказать непослушных детишек…
Добавить комментарий